Участники
Календарь
Поиск
F.A.Q.
Регистрация
Вход
Начало
Отправка сообщения
Вы не вошли на форум, сообщение будет отправлено анонимно.
Форум:
LAW
Заголовок:
Иконка сообщения:
Нет иконки
Форматирования:
Размер
1
2
3
4
5
6
7
Цвет
Sky Blue
Royal Blue
Blue
Dark Blue
Orange
Orange Red
Crimson
Red
Firebrick
Dark Red
Green
Lime Green
Sea Green
Deep Pink
Tomato
Coral
Purple
Indigo
Burly Wood
Sandy Brown
Sienna
Chocolate
Teal
Silver
Шрифт
Arial
Times
Courier
Century
Текст:
Параметры форума:
HTML
-
выключен
BBcode
-
включен
Картинки
-
выключены
Смайлики
-
выключены
Период возможности редактирования
: Неограниченно
[quote title=Manila писал(а) Втр, 28 Ноябрь 2006 14:19]Уважаемые юристы, скажите были ли в городе случаи выселения из квартир одного из бывших супругов и при каких обстоятельства это возможно.[/quote]
Пожалуйста, введите код подтверждения, который вы видите ниже:
''#####'''#''''''''##'''''''''#######''
'#'''''#''#''''#'''##''''''''##'''''##'
'''''''#''#''''#'''##''''''''##'''''##'
''''###'''#''''#'''##''''''''##'''''##'
'''''''#''#######''##''''''''##''##'##'
'#'''''#'''''''#'''##''''''''##''''##''
''#####''''''''#'''########'''#####'##'
Параметры:
Просмотр темы
Re: юридические консультации
Втр, 28 Ноябрь 2006 14:19
Manila
Уважаемые юристы, скажите были ли в городе случаи выселения из квартир одного из бывших супругов и при каких обстоятельства это возможно.
Re: юридические консультации
Втр, 28 Ноябрь 2006 17:41
leshiks76
да был случай
сейчас по новому жилищному кодексу
п.4. ст.31
В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также если имущественное положение бывшего члена семьи собственника жилого помещения и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда. При этом суд вправе обязать собственника жилого помещения обеспечить иным жилым помещением бывшего супруга и других членов его семьи, в пользу которых собственник исполняет алиментные обязательства, по их требованию.
Re: юридические консультации
Чтв, 30 Ноябрь 2006 10:38
keks
я то же уже несколько человек выселил, забавно смотреть как бывшие супруги, прожившие десяток лет, друг друга хают, люди странные существа
Re: юридические консультации
Чтв, 30 Ноябрь 2006 13:14
leshiks76
я поэтому разводов стараюсь не брать
Re: юридические консультации
Втр, 09 Январь 2007 13:14
leshiks76
тема
рулит в этом году я посвободней
постараюсь тут уделять больше времени
так что не стесняйтесь
Re: юридические консультации
Втр, 09 Январь 2007 16:37
MoliS
где-то в мае 2006 года пожарники накатали мне административку на 1000р., в течении 40 дней я ее оплатил, и как последний раздолбай выкинул квитанции месяца так через три ибо их уже было навалом... почистил барсетку называется. сейчас пришла бумажка от судебных приставов о неоплаченном штрафе. как быть то? второй раз штуку выкидывать жалко.
платил в сбере (в здании администрации который).
Re: юридические консультации
Втр, 09 Январь 2007 18:48
leshiks76
да и не нао платить во втрой раз
через какой банк оплачивал?
как ЧП или как? за что штраф?
Re: юридические консультации
Втр, 09 Январь 2007 18:50
MoliS
leshiks76 писал(а) Втр, 09 Январь 2007 18:48
да и не нао платить во втрой раз
через какой банк оплачивал?
как ЧП или как? за что штраф?
штраф был выписан на должностное лицо (т.е. на меня) пожарники по решению прокуратуры, через сбербанк (заполнял квитанцию) и выкинул ее потом.
Re: юридические консультации
Втр, 09 Январь 2007 18:57
leshiks76
ХМ...
сбер это хорошо если прпимерно помнишь дату можно запрос сделать в сбер и все будет хорошо
Re: юридические консультации
Срд, 10 Январь 2007 13:48
MoliS
leshiks76 писал(а) Втр, 09 Январь 2007 18:57
ХМ...
сбер это хорошо если прпимерно помнишь дату можно запрос сделать в сбер и все будет хорошо
3.07.2006 - 2 квитанции по 500р платил и их мне нада и еще одну платил 4000р, но от нее есть ксерокопия у СЭС (поэтому эту не надо)
Re: юридические консультации
Срд, 10 Январь 2007 20:12
_ais
MoliS писал(а) Срд, 10 Январь 2007 13:48
leshiks76 писал(а) Втр, 09 Январь 2007 18:57
ХМ...
сбер это хорошо если прпимерно помнишь дату можно запрос сделать в сбер и все будет хорошо
3.07.2006 - 2 квитанции по 500р платил и их мне нада и еще одну платил 4000р, но от нее есть ксерокопия у СЭС (поэтому эту не надо)
хм...
ты хочешь чтоб я этим занялся?
сам то не можешь написать просто письмо управляющему банка с такой просьбой
а патом уж если че я (С)leshiks76
Re: юридические консультации
Срд, 10 Январь 2007 20:14
MoliS
примерно накидай че писать плиззз
Re: юридические консультации
Срд, 10 Январь 2007 23:05
eagle
MoliS писал(а) Срд, 10 Январь 2007 20:14
примерно накидай че писать плиззз
для начала схадил бы в банк и пагаварил с людьми
там же не сволочи сидят - памогут думаю
Re: юридические консультации
Пнд, 29 Январь 2007 19:34
Complex
если законодательство поменяется(ну там срок уменьшиться или у величиться по статье административного права), то наказание которое вступило в силу до изменения законодательства каким-нибудь образом может измениться? ну у нас на праве вроде рассказывали, что наказание может быть изменено в пользу обвиняемого
Re: юридические консультации
Пнд, 29 Январь 2007 21:00
leshiks76
если статью вабще отменят то суд может убрать наказание:)))
Re: юридические консультации
Пнд, 29 Январь 2007 21:23
Complex
leshiks76 писал(а) Пнд, 29 Январь 2007 21:00
если статью вабще отменят то суд может убрать наказание:)))
не не отменят
Re: юридические консультации
Срд, 07 Февраль 2007 00:19
leshiks76
тема рулит
Re: юридические консультации
Втр, 27 Февраль 2007 18:29
MoliS
leshiks76 писал(а) Втр, 09 Январь 2007 18:57
ХМ...
сбер это хорошо если прпимерно помнишь дату можно запрос сделать в сбер и все будет хорошо
ситуация разрулилась следующим образом:
1. сбер послал куда подальше (мотивировав это тем что у них ничего не храниться)
2. поскольку штраф был уплачен в местный бюджет, то сходил в администрацию и добрая тетенька все это сделала. спасибо доброй тетеньке и Джокеру
. 3 этаж кабинет 324.
Re: юридические консультации
Втр, 27 Февраль 2007 19:42
leshiks76
хых
сбере все храниться им просто не хотелось пачкаться бухгалтерская и экономическая информация храниться 5 лет
но в целои рад за тебя
Re: юридические консультации
Втр, 27 Февраль 2007 20:06
MoliS
leshiks76 писал(а) Втр, 27 Февраль 2007 19:42
хых
сбере все храниться им просто не хотелось пачкаться бухгалтерская и экономическая информация храниться 5 лет
но в целои рад за тебя
у меня там знакомая работает. я к ней подходил
да мне и приставы сказали, что сбер самый плохой банк по такому поводу как восстановить квитанции посылает всех.
Re: юридические консультации
Втр, 27 Февраль 2007 20:06
eagle
ёжу понятно что хранят - иначе дапустим я отправил денег - они их не туда услали - я прихожу разбираца а у них нет документов? гыыы (кстати реально пападал в такую ситуацию - вытаскивали кипу квитанций искали мою - то что я сваей рукой заполнил, патом вытащили то что они отправили и не сошлось
лень им было просто
Re: юридические консультации
Срд, 28 Февраль 2007 22:43
anonymous
ссылка
посмотрите пожалуста
Re: юридические консультации
Срд, 28 Февраль 2007 23:03
leshiks76
Anonymous писал(а) Срд, 28 Февраль 2007 22:43
ссылка
посмотрите пожалуста
чесно ниче не понял
поподробнее пожалуйста
Re: юридические консультации
Срд, 28 Февраль 2007 23:19
anonymous
вообщем я спрашиваю она сильно влияет на вынесение приговора
допустим вот произошло ищносилование
судмедэксп сказала что его не было
а все говорят сведетели типо было и валят всё на одного участника их 2
вот и что короч эта эспертиза(оправдательная) вернее как она повлияет?
Re: юридические консультации
Чтв, 01 Март 2007 00:28
anonymous
такой вопрос: что входит в комунальные платижи и где все это расписано, за что и сколько платить? Может ли ЖЭК включить в платеж левые данные?
Re: юридические консультации
Чтв, 01 Март 2007 20:38
AlexeyMelnikoff
Нет текста сообщения
Re: юридические консультации
Птн, 02 Март 2007 12:13
leshiks76
в нашем городе лицензирование не проводится
а что конкретно тебя интересует
Re: юридические консультации
Птн, 02 Март 2007 12:18
AlexeyMelnikoff
Нет текста сообщения
Re: юридические консультации
Птн, 02 Март 2007 12:26
leshiks76
апельин ты вроде взрослый человек
п.86 чего????
в РФ более 300000 нормативно правовых актов
Re: юридические консультации
Птн, 02 Март 2007 12:32
AlexeyMelnikoff
Нет текста сообщения
Re: юридические консультации
Птн, 02 Март 2007 12:34
leshiks76
а это однозначно челябинск
Re: юридические консультации
Птн, 02 Март 2007 12:38
AlexeyMelnikoff
Нет текста сообщения
Re: юридические консультации
Птн, 09 Март 2007 14:54
shkodina
Нет текста сообщения
Re: юридические консультации
Птн, 09 Март 2007 15:55
leshiks76
а что такое НПА?
Национальная Пидорская Ассоциация?
Re: юридические консультации
Птн, 09 Март 2007 16:08
shkodina
Нет текста сообщения
Re: юридические консультации
Птн, 09 Март 2007 16:20
leshiks76
шкодина
как тебе сказать то чтоб не обидеть
здесь не испытывают знания
( у меня диплом с отличием если что) тут люди задают реальные вопросы которые у них появились в этой жизни
а если тебе делать просто нехрен то для этого есть другие разделы
Re: юридические консультации
Птн, 09 Март 2007 16:31
shkodina
.
Re: юридические консультации
Птн, 09 Март 2007 16:33
shkodina
Нет текста сообщения
Re: юридические консультации
Птн, 09 Март 2007 17:09
leshiks76
Среди многочисленных форм (источников) права важное место занимают нормативно-правовые акты государственных органов. Для краткости их нередко называют нормативными актами.
Под нормативно-правовыми актами понимаются выраженные в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права. Это - акты правотворчества, с помощью которых и благодаря которым устанавливаются или же отменяются правовые нормы.
Все без исключения нормативно-правовые акты являются государственными по своему характеру. Они издаются или санкционируются только органами государства, имеют волевой характер. В них содержится и через них преломляется государственная воля. С нарушением велений, содержащихся в нормативно-правовых актах, связывается наступление уголовно-правовых, гражданско-правовых и иных юридических последствий.
В числе нормативно-правовых актов, издаваемых государственными органами, следует назвать законы, декреты, указы, постановления правительства (кабинета), приказы министров, председателей государственных комитетов, решения и постановления, принимаемые местными органами государственной власти и управления.
Система нормативно-правовых актов в каждой стране определяется конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями. Законодательством определяется также порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативно-правовых актов; указывается, какой орган и в соответствии с какой процедурой издает тот или иной нормативный акт.
Так, согласно действующей Конституции России предусматривается, что высший представительный и законодательный орган Российской Федерации - Федеральное собрание (парламент) принимает законы и постановления. Президент как глава государства издает указы и распоряжения. Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения. Субъекты РФ принимают "законы и иные нормативные правовые акты" (ст. 76).
Конституция определяет компетенцию различных государственных органов, а, следовательно, и круг вопросов, по которым могут приниматься ими те или иные конкретные решения или же различные нормативно-правовые акты. Так, например, в соответствии со ст. 114 Конституции РФ очерчивается общий круг вопросов, по которым российское правительство может издавать свои постановления и распоряжения. Это вопросы, касающиеся федерального бюджета, проведения в пределах Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также - единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии и социального обеспечения; осуществления управления федеральной собственностью; принятия мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики; осуществления мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.
Кроме данного круга вопросов, по которым российское Правительство издает постановления и распоряжения, оно также "осуществляет иные полномочия", возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации (п. "ж" ст. 114 Конституции РФ). В Конституции особо оговаривается, что "порядок деятельности Правительства", а, значит, и порядок (процедура) издания правительственных актов определяются федеральным конституционным законом.
Нормативно-правовые акты как источники права имеют определенные организационно-технические и иные преимущества перед другими источниками права. В чем они проявляются? Во-первых, в том, что издающие их государственные органы имеют гораздо большие координационные возможности, чем иные нормотворческие институты для выявления и отражения в праве не только групповых, классовых, индивидуальных, но и общих интересов. Во-вторых, что в силу четких требований, традиционно сложившихся правил изложения своего содержания нормативно-правовой акт считается лучшим способом оформления устоявшихся норм. И, в-третьих, что нормативно-правовой акт в силу своей четкости и определенности более легок "в обращении", чем другие формы права. На него, как подмечают теоретики и практики, легко ссылаться при разрешении дел, вносить необходимые коррективы, контролировать его исполнение*(747).
Нормативно-правовые акты как формы (источники) права значительно отличаются от актов, не имеющих нормативного характера. В их числе прежде всего акты применения норм права или индивидуальные акты, как их зачастую называют.
Нормативно-правовые и индивидуальные акты являются юридическими по своему характеру актами. Помимо всего прочего это означает, что с теми и другими связаны определенные юридические последствия. Однако принципиальное отличие их друг от друга заключается в следующем. Первые содержат в себе общие предписания в виде норм права и рассчитаны на многократное применение, тогда как вторые не содержат в себе норм права, а содержат лишь предписания индивидуального характера. Нормативно-правовые акты адресованы широкому, точнее - неопределенному кругу юридических и физических лиц, в то время как индивидуальные акты обращены к строго определенным лицам или кругу лиц и издаются по вполне определенному поводу (установление мемориальной доски, прием на работу и увольнение, уход на пенсию и т.д.). И, наконец, нормативно-правовыми актами охватывается весьма широкий круг общественных отношений, а индивидуальные акты рассчитаны лишь на строго определенный вид общественных отношений. Действие индивидуального акта завершается с прекращением существования конкретных общественных отношений (например, в связи с выполнением условий конкретного договора купли-продажи, подряда, поставки и т.п.), в то время как нормативно-правовые акты продолжают действовать независимо от того, существуют или не существуют конкретные отношения, предусмотренные данным актом.
Например, действие такого индивидуального акта (акта применения), как приговор суда по конкретному уголовному делу, прекращается по мере приведения его в исполнение (окончание срока исправительных работ, тюремного заключения и т.п.). Однако это вовсе не означает прекращения действия закона, предусматривающего ту или иную меру уголовного наказания за совершение подобного преступления.
Аналогичным образом обстоит дело не только в сфере применения норм уголовного права, но и других отраслей права. Например, прекращение действия конкретного трудового договора отнюдь не означает прекращения действия соответствующих норм или институтов трудового права.
Следует отметить, что одни и те же государственные органы могут издавать по одним и тем же или по разным вопросам как нормативно-правовые, так и индивидуальные акты. Например, согласно Конституции РФ Федеральное собрание принимает не только законы - нормативные акты, но и постановления, имеющие зачастую индивидуальный характер. Статья 102 (п. 3) и ст. 103 (п. 2) Конституции предусматривают, что Совет Федерации - верхняя палата российского парламента и Государственная Дума - его нижняя палата принимают постановления, каждая в отдельности по вопросам, отнесенным к их ведению действующей Конституцией.
Совет Федерации принимает, в частности, постановления по вопросам, связанным с утверждением указов Президента о введении военного или чрезвычайного положения, с назначением на должность и освобождением от должности Генерального прокурора России, с назначением выборов Президента РФ, с назначением на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Государственная Дума, согласно Конституции, принимает постановления по вопросам, касающимся дачи согласия Президенту на назначение Председателя Правительства России, решения вопроса о доверии Правительству, назначения на должность и освобождения от должности Председателя Центрального банка РФ, объявления амнистии и др.
Нормативно-правовые акты следует отличать также от актов разъяснения или толкования правовых норм. Основное отличие их заключается в характере, содержании и целях издания. Если нормативно-правовые акты имеют своей целью установление или изменение содержания правовых норм, то акты разъяснения или толкования преследуют, как это свидетельствует уже их название, совсем другие цели. А именно: они направлены прежде всего на разъяснение смысла содержания нормативно-правовых актов, а также - пределов действия ранее установленных норм.
Как верно отмечают английские юристы, основное правило толкования "законодательных положений", по отношению к которому все прочие являются второстепенными, заключается в том, что законы (статуты) следует разъяснять "в соответствии с намерениями тех, кто их создал"*(748). при этом всегда сохраняет свою силу "презумпция невнесения в действующее право изменений, выходящих за пределы, предусматриваемые толкуемым статутом".
Действуют также другие принципы толкования, сводящиеся, в частности, к тому, что толкование, "по возможности", не должно придавать статуту обратной силы, влечь за собой несправедливости или приводить к нелепым либо абсурдным последствиям"; нормы уголовного права "толкуются" только в пользу обвиняемого, и т.д.*(749)
Все нормативно-правовые акты подразделяются на два вида или группы: законы и подзаконные акты. Основанием их классификации при этом выступает юридическая сила, определяемая положением органа, издавшего тот или иной нормативный акт в общей системе правотворческих государственных органов, его компетенцией и, соответственно, характером самих издаваемых актов.
В зависимости от этих же критериев в каждой стране, а точнее - в каждой правовой системе устанавливается строгая иерархия, т.е. строгая систем расположения, соподчиненности нормативно-правовых актов.
Внизу этой иерархии находятся нормативные акты, издаваемые местными органами государственной власти и управления. Верхнюю часть иерархии замыкают нормативно-правовые акты (законы, статуты и т.п.), издаваемые высшими органами государственной власти в той или иной стране. Эти акты-законы обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим - подзаконным актам. Последние должны строго соответствовать закону, издаваться на основе закона и во исполнение закона. Данные требования, несомненно, касаются и актов правительства, которые среди всех подзаконных актов обладают самой высокой юридической силой и играют среди них ведущую роль.
Сложившаяся и поддерживаемая в каждой стране иерархия нормативно-правовых актов имеет важнейшее значение для упорядочения процесса правотворчества и правоприменения, для создания и поддержания режима законности и конституционности.
Наряду с нормативно-правовыми актами государственных органов в системе форм (источников) права некоторых стран определенное место занимали нормативно-правовые акты, издаваемые общественными органами и организациями.
Как известно, сами по себе решения (акты) общественных организаций, так же, как и решения любых партийных органов и организаций, не содержат в себе правовых норм и не имеют юридической силы. Таковую они могут получить лишь в двух случаях. Во-первых, при издании совместного с государственными органами решения по одному и тому же вопросу. Например, в условиях существования СССР имела место практика принятия такого рода совместных актов по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. Эти акты с момента их издания приобретали не только общественно-политический, но и юридический характер.
И, во-вторых, в случае предварительной или последующей санкции (разрешения) государства. Последняя может выражаться в разных формах. Наиболее распространенные из них - последующие санкции, придающие, в случае необходимости, каждому отдельному акту общественных организаций юридический характер.
Re: юридические консультации
Птн, 09 Март 2007 17:11
leshiks76
Помимо нормативно-правовых актов значительный теоретический и практический интерес представляют и другие формы или источники права. Среди них особо выделяются правовой обычай, прецедент и правовой договор.
Правовой обычай представляет собой санкционированное государством правило поведения, сложившееся в обществе, в результате его многократного и длительного применения. Он является одним из древнейших и одним из важнейших для ранних правовых систем источников права.
Характерные черты и особенности правовых обычаев в основном совпадают с типичными признаками неправовых обычаев с той весьма существенной разницей, что первые, будучи санкционированы государством, приобретают юридическую силу и обеспечиваются в случае их нарушения государственным принуждением. В то же время неправовые обычаи, не обладая юридической силой и не будучи источниками права, обеспечиваются лишь общественным мнением.
Каким требованиям должен отвечать правовой обычай? Каков он должен быть, чтобы эффективно воздействовать на общественные отношения? Существует несколько ответов на данные вопросы.
Так, по мнению Г.Ф. Шершеневича, правовой обычай должен отвечать следующим требованиям:
а) содержать в себе нормы, которые "основываются на правовом убеждении" и проявляются" в более или менее частом применении";
б) не противоречить разумности;
в) не нарушать добрых нравов; и
г) "не иметь в своем основании заблуждения".
О наличности правового обычая можно говорить лишь тогда, когда "в основании однообразной повторяемой нормы лежит правовое сознание или народное убеждение..."*(774).
С точки зрения английского правоведа Н. Салмонда, правовой обычай должен быть прежде всего разумным; не противоречить статутному праву (законам); быть установленным "как бы по праву", без использования силовых средств, и должен иметь характер старинного обычая, существовать с "незапамятных времен"*(775).
При этом понятие "разумности" правового обычая в одних случаях связывается с фактом участия в процессе его применения присяжных заседателей. В других же - в случае неучастия последних в деле - с фактом рассмотрения дел несколькими судьями или даже одним судьей.
Что же касается требования, предъявляемого к правовому обычаю, иметь характер обычая с "незапамятных времен", то в качестве такового в Великобритании считается обычай, существующий с 1189 г.*(776)
По мнению французского правоведа М. Ориу, непременным требованием, которому должен отвечать правовой обычай как источник национального права, - это требование, чтобы он "являлся результатом функционирования того или иного национального института" и существовал в рамках "процедур, свойственных всей национальной жизни". Если же всего этого не происходит, то на такие обычаи и традиции "нельзя ссылаться перед судьей даже в тех странах, которые в принципе допускают авторитет обычая"*(777).
Исторически-правовой обычай как источник права предшествует всем другим источникам права. Впервые он возникает на переходном этапе от первобытнообщинной, догосударственной организации общества к государственной в результате санкционирования существующих обыкновений нарождающимися государственными структурами. В древних, государственно-организованных обществах правовой обычай занимал ведущее положение. В Древнем Риме, например, из правовых обычаев складывались важнейшие отрасли и институты права. Среди обычаев выделялись обычаи предков, обычаи, сложившиеся в практике магистратов, и др.
Исследователи римского права отмечают, что в течение долгого времени Древний Рим не знал писаных законов вообще. При простоте хозяйственного строя и всей общественной и государственной жизни, при неразвитости товарооборота в законах просто не было необходимости. Издание закона как общего акта к тому же вызывало, особенно на ранних этапах развития римского общества, большие трудности. В силу этих и иных причин повсеместно действовало обычное право. Предание гласит, - писал в связи с этим известный российский ученый И.Б. Новицкий, - будто еще в царский (дореспубликанский) период издавались leges regial - царские законы (в частности, легендарному царю Сервию Туллию приписывается 50 законов о договорах и деликтах), недостоверно. Даже исторический памятник - законы XII таблиц (V в. до н.э.) - по существу представлял собой, по-видимому, преимущественно кодификацию обычаев с некоторыми позаимствованиями из греческого права*(778).
По мере развития общества и государства правовой обычай, а вместе с ним и обычное право постепенно вытеснялись законами и другими формами и институтами права, становились второстепенными источниками права. С возникновением крупных государственных образований и централизацией власти процесс вытеснения и замены правовых обычаев законами и другими нормативно-правовыми актами не только не замедлился, а, наоборот, еще больше ускорился.
В настоящее время правовые обычаи занимают незначительное место в системе форм (источников) права большинства стран. Однако их не следует недооценивать. Особенно, когда речь идет, например, об обычаях, действующих в масштабе крупных регионов или в масштабе страны (обычаи торгового мореплавания, обычаи портов, международные обычаи и др.).
Важнейшее место среди форм (источников) права ряда стран занимает прецедент. Под прецедентом понимается решение судебных органов по конкретному делу, которое рассматривается в качестве образца при рассмотрении таких же или аналогичных дел*(779). Существует два вида прецедентов: судебный (например, решения, принимаемые по гражданским и уголовным делам) и административный (например, решения, принимаемые административными органами или административными судами). Наиболее распространенным является судебный прецедент.
Наличие последнего свидетельствует о том, что в странах, где прецедент признается в качестве источника права, правотворческой деятельностью занимаются не только законодательные, но и судебные органы. Судебная практика является источником права.
Прецедент как источник права известен еще с древнейших времен.
В условиях Древнего Рима в качестве прецедентов выступали, например, устные заявления (эдикты) или решения по конкретным вопросам преторов и других магистратов. Первоначально они имели обязательную силу при рассмотрении аналогичных дел лишь для самих магистратов, их принявших, и в течение срока (как правило, один год) пребывания их у власти.
Однако постепенно многие, наиболее удачные, с точки зрения интересов господствующего класса - рабовладельцев, положения эдиктов одних магистратов повторялись в других эдиктах вновь избранных магистратов и приобретали таким образом устойчивый характер. В частности, решения и правила, сформулированные преторами в разное время, постепенно сложились в систему общеобязательных норм под названием преторского права.
Прецедент как источник права широко использовался также в средние века и во все последующие столетия. В настоящее время он используется как один из основных источников права в правовых системах Австралии, Великобритании, Канады, США и многих других стран.
В дореволюционной России отношение к прецеденту было неоднозначно. Одними теоретиками права и практиками он признавался в качестве формы права, хотя и с оговорками о том, что это некая дополнительная, вспомогательная по отношению к закону форма права. Другими же авторами он полностью отрицался как самостоятельный источник права.
В послереволюционный период отечественная юридическая наука продолжала традиции непризнания прецедента в качестве самостоятельной формы (источника) права. Аналогичное отношение к прецеденту наблюдалось и в большинстве стран Восточной Европы, называвших себя социалистическими странами.
В тех правовых системах, где прецедент традиционно признается, он пользуется, по заверению западных авторов, неизменным уважением, а в случае нарушения содержащихся в нем предписаний обеспечивается государственным принуждением. "Судья, который пренебрег своей обязанностью относиться с уважением к прецедентному праву, - пишет в связи с этим английский юрист Р. Кросс, - будет подвергнут самому недвусмысленному воздействию..."*(780)
По отношению к закону прецедент находится в "подчиненном" положении. Это проявляется, в частности, в том, что "законом может быть отменено действие судебного решения", и в том, что "суды полагают себя обязанными придавать силу законодательному акту, когда считают его принятым в надлежащем порядке"*(781).
Иными словами, если законодательный акт принят уполномоченным на то органом и в соответствии с установленной процедурой, он должен в обязательном порядке признаваться и применяться судами. Сам суд, создавая прецедент, должен действовать в строгом соответствии с законом. При этом прецедент как источник права зарождается только в том случае, если данная сфера общественных отношений не урегулирована с помощью норм, содержащихся в законе. В противном случае, по справедливому замечанию известного австрийского правоведа Г. Кельзена, суд действует как правоприменитель, но, отнюдь, не как законодатель*(782). Иными словами, суд только применяет существующие уже в законе нормы права, но не творит новые, создавая прецедент.
Определенную роль в правовых системах разных стран играет правовой договор. Он отличается от обычных договоров, заключаемых в сферах хозяйственной деятельности, торговли, обмена товарами и других, тем, что содержит в себе правила общего характера, нормы поведения, обязательные для всех.
В отечественной и зарубежной практике правовые договоры имеют место, например, во взаимоотношениях между государствами и государственными образованиями. На основе правовых договоров нередко строятся взаимоотношения между государствами и государственными образованиями - субъектами федерации и всегда - между государствами, образующими конфедерацию.
В качестве примера можно сослаться на Договор об образовании СССР от 30 декабря 1922 г., Договор об образовании Закавказской советской республики, заключенный в марте 1922 г., и на другие аналогичные акты. На основе Федеративного договора от 31 марта 1992 г. строятся взаимоотношения между субъектами современной Российской Федерации.
Действующая Конституция РФ устанавливает также, что с помощью договоров могут регулироваться, кроме того, взаимоотношения внутри субъектов Федерации. Так, согласно статье 66 (п. 4) с помощью федерального закона и договора могут регулироваться взаимоотношения субъектов, входящих в состав федерации (края или области), автономных округов. Такие договоры заключаются между органами государственной власти автономного округа, с одной стороны, и, соответственно, органами государственной власти края или области, с другой.
Допуская широкую возможность регулирования отношений, возникающих между различными субъектами федерации и внутри самих субъектов с помощью договоров, российский законодатель в то же время официально закрепляет положение, согласно которому в случае несоответствия положениям Конституции Российской Федерации положений Федеративного договора, а также "других договоров между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации - действуют положения Конституции Российской Федерации*(783).
Страниц (20): [
«
‹
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
›
»
]
Текущее время:
Птн Янв 10 22:50:49 +05 2025
Общее время, затраченное на создание страницы: 0.06533 секунд