Начало » General » INFO » Моногородам дадут денег, чтобы избежать «эффекта Пикалева»
Моногородам дадут денег, чтобы избежать «эффекта Пикалева» [сообщение #2052850] Срд, 29 Январь 2014 20:53 Переход к следующему сообщения
AlexeyMelnikoff   Russian Federation
Сообщений: 1648
Зарегистрирован: Февраль 2006
Гений
От: 94.50.16*
http://rbcdaily.ru/economy/562949990388523

Правительство заранее готовится принять меры поддержки моногородов на фоне ухудшения прогнозов роста экономики. Как стало известно РБК daily, власть готова потратить в этом году на поддержку моногородов 51,5 млрд руб. -- сумму, сопоставимую со всей кризисной трехлеткой (2008--2010 годы), когда пикалевцы перекрывали федеральные трассы, а Владимир Путин лично убеждал Олега Дерипаску не закрывать завод. Но право на деньги придется доказать, говорят в Минэкономразвития.

У РБК daily оказался проект распоряжения правительства, который ляжет на стол премьеру Дмитрию Медведеву в марте. Минэкономразвития предлагает выделить на поддержку моногородов (таковых в России 342 с населением 16 млн человек) в 2014 году 51,464 млрд руб. «Возможно, цифра будет скорректирована, -- не исключает высокопоставленный чиновник министерства. -- Пока мы не до конца понимаем масштаб проблемы и способы ее решения. Проводим мониторинг состояния градообразующих предприятий и планов их владельцев. Итоги планируем подвести в феврале».

В «Русале», чьи мощности находятся в том числе в моногородах, сообщили, что новые меры по сокращению неэффективных мощностей будут обсуждаться на ближайших заседаниях совета директоров.

Минэкономразвития предлагает потратить на моногорода седьмую часть всего антикризисного фонда правительства (349 млрд на 2014 год). Эта сумма сопоставима с той, что была потрачена государством на моногорода за всю кризисную трехлетку -- за 2008--2010 годы на них ушло 63 млрд руб. господдержки.

В этот раз условия предоставления господдержки кардинально поменяются. 30 млрд из более 51 млрд руб. Минэкономразвития намерено распределять лично в виде субсидий региональным бюджетам. Пойдут они на создание или развитие инфраструктуры моногородов и на помощь собственникам градообразующих предприятий в их модернизации. Затраты на строительство и реконструкцию производства предлагается субсидировать на 40%. Компаниям, запускающим инвестпроекты, которые увеличивают занятость, предлагается давать субсидии на электроэнергию и техприсоединение к электросетям. Субсидии пойдут также на строительство и реконструкцию жилья для переселения граждан из моногородов.

Первыми в очереди за помощью будут моногорода с очевидными социальными рисками. Например, те, где население снижается (более чем на 10% за год по состоянию на 1 января 2014 года) или зарегистрированная безработица растет (за год на 30%, или если количество официально зарегистрированных безработных в моногороде достигло 5% от всех безработных в регионе, или на 30% превысило среднюю безработицу по региону). Будут учитываться и экономические показатели, начиная с приостановки или прекращения работы градообразующего предприятия, заканчивая менее летальными для него формами. Например, снижение в 2013 году объема производства на 10% и более к 2012 году. Или если вдруг работодатель уволил более 5% работников градообразующего предприятия.

Субсидии дадут только тем регионам, которые имеют утвержденную программу, деньги и статьи в своем бюджете-2014 на поддержку моногородов. Сумма субсидии конкретному моногороду будет зависеть от количества созданных рабочих мест. В целом это будет 80--95% от расходных обязательств регионов. Результативность будет оцениваться по количеству и цене для бюджета созданных рабочих мест в моногороде, соотношению государственных и частных денег на модернизацию производства и прочее, а также численности переселенных и трудоустроенных граждан. Именно переселение чиновники правительства считают самым действенным из лекарств. «Слышал от собственников предприятий в моногородах: молодежь уезжает сразу после школы, пожилые упрямо остаются, -- говорит высокопоставленный чиновник Белого дома. -- Какие инвестпроекты могут быть реализованы в городе с такой структурой населения?»

Источник в аппарате правительства уточнил, что речь идет о внутреннем документе Минэкономразвития, он не поступал в правительство. Представитель первого вице-премьера Игоря Шувалова считает, что о степени остроты проблемы моногородов можно говорить только в каждом конкретном случае, а не в общем. «Все зависит от конкретных городов, в некоторых из них местные власти и бизнес решают проблемы. В некоторых подключается федеральное правительство», - пояснили в секретариате первого вице-премьера.

Эксперты приветствуют изменение правил выделения денег моногородам. «Никакие прямые бюджетные вливания здесь не помогут, а те, которые были в последние годы, можно считать просто верхом неэффективности. На автозавод в Тольятти государство в последние десять лет потратило сумму, сопоставимую с бюджетом Олимпиады, и как мы видим, никакого эффекта это не принесло, ВАЗ только что объявил о сокращении 5000 рабочих мест в 2014 году», -- говорит генеральный директор научно-консалтинговой компании «Живые города» Денис Визгалов, добавляя, что если и вкладывать, то в инфраструктуру.
index.php?t=getfile&id=623525&private=0
  • Вложение: Куда.jpg
    (Размер: 90.01KB, Загружено 373 раза)

[Обновления: Срд, 29 Январь 2014 20:53]

Известить модератора

Re: Моногородам дадут денег, чтобы избежать «эффекта Пикалева» [сообщение #2052858 является ответом на сообщение #2052850] Срд, 29 Январь 2014 21:08 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Definite в настоящее время не в онлайне  Definite   Russian Federation
Сообщений: 220
Зарегистрирован: Июнь 2011
Постоялец
От: 88.205.163*
Нет, наши опять документы вовремя не подадут, к бабке не ходи. Да и зачем нам деньги, мы же и так шеколадники. Smile
Re: Моногородам дадут денег, чтобы избежать «эффекта Пикалева» [сообщение #2052904 является ответом на сообщение #2052850] Срд, 29 Январь 2014 22:24 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
AlexeyMelnikoff   Russian Federation
Сообщений: 1648
Зарегистрирован: Февраль 2006
Гений
От: 94.50.16*
Да, тоже "меня терзают смутные сомнения"... Very Happy

[Обновления: Срд, 29 Январь 2014 22:41]

Известить модератора

icon14.gif  Re: Моногородам дадут денег, чтобы избежать «эффекта Пикалева» [сообщение #2053109 является ответом на сообщение #2052904] Чтв, 30 Январь 2014 15:35 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
этолог в настоящее время не в онлайне  этолог   Russian Federation
Сообщений: 263
Зарегистрирован: Февраль 2012
Постоялец
От: 62.165.50*
По теме, Минтруд в лице Максима Топилина втирает айфономану, что в моногородах образовалась избыточная раб.сила... мол соответственно целесообразно организовать программу переезда страждущих.
Предлагается гражданам, решившимся на переезд из моногородов, выплатить 400 тыс. руб., если они отправляются на Дальний Восток, или 200 тыс. руб. при выборе других регионов. Тем, кто поедет семьей, дадут 800 тыс. и 300 тыс. соответственно

[Обновления: Чтв, 30 Январь 2014 16:05]

Известить модератора

Re: Моногородам дадут денег, чтобы избежать «эффекта Пикалева» [сообщение #2053253 является ответом на сообщение #2053109] Чтв, 30 Январь 2014 21:05 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Владал в настоящее время не в онлайне  Владал   Russian Federation
Сообщений: 258
Зарегистрирован: Июнь 2010
Географическое положение: тут
Постоялец
От: 94.50.22*
паратрупер писал(а) Чтв, 30 Январь 2014 15:35
По теме, Минтруд в лице Максима Топилина втирает айфономану, что в моногородах образовалась избыточная раб.сила... мол соответственно целесообразно организовать программу переезда страждущих.
Предлагается гражданам, решившимся на переезд из моногородов, выплатить 400 тыс. руб., если они отправляются на Дальний Восток, или 200 тыс. руб. при выборе других регионов. Тем, кто поедет семьей, дадут 800 тыс. и 300 тыс. соответственно


Пущай сами на эти крохи туды катятся...
Этих денег не хватит даже на переезд, не говоря уж о покупке жилья и других расходах.
Мудрецы...


«Жизнью в России довольны две категории людей: те, кто не в курсе, и те, кто в доле» (с)

«Единственное, что нужно для триумфа зла – это чтобы хорошие люди ничего не делали…»
Эдмунд Бёрк.

"Имеющий уши да слышит, имеющий глаза да видит, имеющий мозги да начнёт ими думать..." (с)
Re: Моногородам дадут денег, чтобы избежать «эффекта Пикалева» [сообщение #2053266 является ответом на сообщение #2053253] Чтв, 30 Январь 2014 21:29 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
666natas999   Russian Federation
Сообщений: 782
Зарегистрирован: Ноябрь 2009
Географическое положение: 윜踸3̉⊸✏ᨊ
Общительный

От: 188.17.104*
Почему только моногородам ? Я люблю стерео.
Re: Моногородам дадут денег, чтобы избежать «эффекта Пикалева» [сообщение #2053338 является ответом на сообщение #2053266] Птн, 31 Январь 2014 02:36 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
05   Russian Federation
Сообщений: 1185
Зарегистрирован: Июнь 2012
05 forever
От: 89.237.45*
PresTigio писал(а) Чтв, 30 Январь 2014 21:29
Почему только моногородам ? Я люблю стерео.

пришей второе ухо и третий глаз

[Обновления: Птн, 31 Январь 2014 02:37]

Известить модератора

Re: Моногородам дадут денег, чтобы избежать «эффекта Пикалева» [сообщение #2053534 является ответом на сообщение #2053338] Птн, 31 Январь 2014 17:32 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
666natas999   Russian Federation
Сообщений: 782
Зарегистрирован: Ноябрь 2009
Географическое положение: 윜踸3̉⊸✏ᨊ
Общительный

От: 90.151.238*
05 писал(а) Птн, 31 Январь 2014 02:36
PresTigio писал(а) Чтв, 30 Январь 2014 21:29
Почему только моногородам ? Я люблю стерео.

пришей второе ухо и третий глаз


У меня и так 2 ухо имеется.

Я про то что они деньги по МОНО дают,а я хочу по СТЕРЕО.
Re: Моногородам дадут денег, чтобы избежать «эффекта Пикалева» [сообщение #2053600 является ответом на сообщение #2052850] Птн, 31 Январь 2014 20:33 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
right! в настоящее время не в онлайне  right!   Russian Federation
Сообщений: 1612
Зарегистрирован: Ноябрь 2007
Географическое положение: В разъездах.
Гений
От: 213.87.248*
В Трехгорном кроме ПСЗ еще Консум есть. Значит,он не моногород,а стерео,как хотел предыдущий докладчик.
А еще можно учесть Промстройкабель и Морион,тогда будет квадро. Выходит,что Трехгорный и вовсе полноприводный,значит,денег не дадут. Даже если бы и дали,профессионалы из мэрии забуксуют с документами. Как было замечено,не успеют их подать. От себя добавлю,что не смогут даже их написать. Деньги на моно начнут пилить скоро,к тому времени состав гениев в мэрии однозначно не изменится.
Так что придется городу еще побыть на полном приводе.
Re: Моногородам дадут денег, чтобы избежать «эффекта Пикалева» [сообщение #2053699 является ответом на сообщение #2053600] Сбт, 01 Февраль 2014 01:10 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
megauser   Russian Federation
Сообщений: 7287
Зарегистрирован: Июль 2009
Jedi Master
От: 188.16.133*
right! писал(а) Птн, 31 Январь 2014 20:33
В Трехгорном кроме ПСЗ еще Консум есть. Значит,он не моногород,а стерео,как хотел предыдущий докладчик.
А еще можно учесть Промстройкабель и Морион,тогда будет квадро. Выходит,что Трехгорный и вовсе полноприводный,значит,денег не дадут. Даже если бы и дали,профессионалы из мэрии забуксуют с документами. Как было замечено,не успеют их подать. От себя добавлю,что не смогут даже их написать. Деньги на моно начнут пилить скоро,к тому времени состав гениев в мэрии однозначно не изменится.
Так что придется городу еще побыть на полном приводе.

Ну вообще то вклад остальных производств кроме ПСЗ малозначителен тем более если учесть количество рабочих мест на предприятиях, так что скорее всего моно. А с документами наверное все таки опять лопухнутся.


Дорогие мои "революционеры", мне очень забавно,как вы из себя пячите таких просвящённых и образованных, а желая революции даже не знаете предпосылок для неё. Нет у вас ни революционных матросов, ни влияния на армейские структуры. Среди вас единицы тех,кто пусть хотя бы даже в армии служил,не говорю уже об более серьёном опыте в этом вопросе. Не будет никакой революции с людьми,которые только айпады в руках держать умеют.
Re: Моногородам дадут денег, чтобы избежать «эффекта Пикалева» [сообщение #2053700 является ответом на сообщение #2052850] Сбт, 01 Февраль 2014 01:19 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Владал в настоящее время не в онлайне  Владал   Russian Federation
Сообщений: 258
Зарегистрирован: Июнь 2010
Географическое положение: тут
Постоялец
От: 188.16.142*
"Консум" и "Морион" на ладан дышат...
АТП практически сдулось.
Более менее стабильно развиваются "люди на болоте", "Альтернатива", "кумаровская УСМ", ну и еще может керамический...


«Жизнью в России довольны две категории людей: те, кто не в курсе, и те, кто в доле» (с)

«Единственное, что нужно для триумфа зла – это чтобы хорошие люди ничего не делали…»
Эдмунд Бёрк.

"Имеющий уши да слышит, имеющий глаза да видит, имеющий мозги да начнёт ими думать..." (с)
Re: Моногородам дадут денег, чтобы избежать «эффекта Пикалева» [сообщение #2054930 является ответом на сообщение #2053700] Втр, 04 Февраль 2014 23:39 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
этолог в настоящее время не в онлайне  этолог   United States
Сообщений: 263
Зарегистрирован: Февраль 2012
Постоялец
От: *infinitumtech.net
В конце 2013 года полномочия по кураторству поддержки моногородов на федеральном уровне перешли от Минрегиона к Минэкономразвития, и уже обозначились векторы «перезагрузки» госполитики в их отношении. Прежде всего МЭР занялся кардинальной ревизией самого множества своих подопечных. Дело в том, что действующий официальный список моногородов (342 населенных пункта, в которых проживает 15,6 млн человек) формировался на основании предложений регионов. Анализ списка заставляет предположить, что одни губернаторы пытались включить в список больше своих городов, рассчитывая, видимо, получить как можно больше денег из федерального бюджета, а другие -- как можно меньше, чтобы не ругали: мол, много проблемных территорий. Поэтому список вышел странный, несбалансированный. Даже закрытые административно-территориальны образования некоторые регионы отнесли к моногородам, а, скажем, Свердловская и Пензенская области -- нет.

Перетряска списка
«Мы занимаемся кардинальной ревизией действующего официального списка, хотим принципиально отойти от его формирования по заявительному принципу, -- рассказывает Андрей Соколов, руководитель департамента особых экономических зон и проектов регионального развития МЭРа. -- В настоящее время список местами избыточен -- там есть, скажем, Липецк. С другой стороны, там нет Соликамска с Березниками, не говоря уже о более мелких удаленных населенных пунктах, в частности в Приморском крае. Мы предлагаем четко очертить круг муниципалитетов, проблемы которых мы пытаемся решить с участием федерального центра. В частности, мы вводим планку численности постоянного населения в три тысячи человек (это сразу же оставляет за скобками 24 поселка из действующего списка, см. таблицу 1. -- "Эксперт"). Проблемы более мелких поселений региональные власти способны решать своими силами.

Далее, мы автоматически исключаем из списка столицы субъектов федерации, а также ограничиваем объект управления городами и городскими округами. Никаких сельсоветов и муниципальных районов в списке не останется. И мы оставляем один критерий, который более или менее верифицируется, а именно число занятых на градообразующем предприятии, ГРОП, в процентах от экономически активного населения. К моногородам будут отнесены те населенные пункты, где этот показатель превышает 20 процентов. При этом в качестве ГРОП могут выступать группы технологически взаимосвязанных предприятий либо различные предприятия одной отрасли, как, например, в ряде угольных моногородов Кузбасса. К слову сказать, в Казахстане используется несколько другой подход. Там оценивается степень сокращения числа занятых на ГРОП. Но мы решили не делать этот критерий основным».

Второй показатель, который ранее использовался в качестве критерия монопрофильности, а именно доля выпуска ГРОП в общем объеме промышленного производства города, не подлежит верификации: органы статистики на местах не имеют права предоставлять госорганам такую информацию о конкретных предприятиях. Поэтому МЭР решил исключить его из рассмотрения. «Список планируется утвердить приказом Минэкономразвития в первом квартале нынешнего года, он будет корректироваться ежегодно. По предварительным оценкам, новый список будет включать в себя 200250 моногородов», -- резюмирует Соколов.

В него войдут все ЗАТО. Эти города также неоднородны. Есть устойчивые города с устойчиво работающими объектами, например Саров. Есть ЗАТО, в отношении которых Росатом вынашивает планы «открытия периметра» с привлечением внешних инвесторов в город. Пример -- ЗАТО Заречное Пензенской области, где есть планы создания технопарка. Единственное ограничение -- запрет на приход иностранных собственников и инвесторов.

От КИПов к индивидуальным проектам
В 20102011 годах 48 моногородам были предоставлены средства в размере 24,1 млрд рублей из федерального бюджета на реализацию их комплексных инвестиционных планов (КИП). Кроме того, в 2010 году выделено 3,5 млрд рублей в форме субсидий на снижение напряженности на рынке труда в моногородах. В 20122013 годах федеральные деньги не выделялись.

«К сожалению, около 20 процентов от общего объема выделенных средств не было освоено, -- пояснила "Эксперту" руководитель правительственной рабочей группы по модернизации моногородов зампред ВЭБа Ирина Макиева. -- Причин здесь несколько. Это и сложная ситуация с региональными и муниципальными бюджетами, которая не позволила своевременно и в полном объеме обеспечить софинансирование поддержанных государством мероприятий. В отдельных случаях инвесторы не выполнили свои обязательства, и регионам пришлось искать им замену. Еще одной проблемой стали низкое качество проектной документации и задержки при проведении конкурсных процедур, что также привело к существенному смещению сроков и неосвоению выделенных государством средств. Мы предоставили регионам возможность провести "работу над ошибками" и доработать документацию. Однако если до марта все замечания не будут устранены, мы поставим вопрос о возврате бюджетных средств».

Существенному пересмотру подвергнется сама идеология и инструментарий господдержки моногородов. «Заставлять все моногорода делать КИПы без четкой перспективы получения федеральной поддержки было, безусловно, ошибкой, -- говорит Андрей Соколов. -- В большей степени это был социально-успокоительный эффект в отношении мэров и губернаторов -- фактически сигнал, что центр их видит, помнит и готов разговаривать. Сейчас каждый моногород может вновь подать заявку на получение средств федеральной поддержки независимо от того, получал ранее КИП этого моногорода деньги из центра или нет. Причем объектом рассмотрения становятся не КИПы, а конкретные инвестиционные проекты в моногородах, которые поступают к нам на экспертизу. В дальнейшем мы будем коллегиально решать вопрос о целесообразности федеральной поддержки и ее формах. Конечным получателем средств будет юрлицо -- либо собственник ГРОП, либо инвесторы, осуществляющие проект альтернативной занятости в моногороде или за его пределами».

Минэкономразвития готовит предложения правительству на разблокирование 46,4 млрд рублей из зарезервированных в федеральном бюджете на антикризисные меры 349 млрд рублей на 2014 год для их использования на поддержку моногородов. Эта сумма складывается из нескольких составляющих. 30 млрд -- это субсидия МЭРа для регионов на создание и модернизацию инженерной, транспортной и иной инфраструктуры моногородов либо за их пределами, если это необходимо для реализации проектов реструктуризации экономики моногородов. Также МЭР предполагает компенсировать часть расходов ГРОП по их модернизации и расходов иных инвесторов, создающих рабочие места в моногородах. Далее, это средства Минтруда в размере 10 млрд рублей -- на экстренные меры поддержки занятости, включая затраты на переобучение сотрудников ГРОП и их переезд на новые места трудоустройства. Следующее направление поддержки -- это средства фонда ЖКХ в размере порядка 5 млрд рублей. Они предусматриваются на капитальный ремонт и ликвидацию ветхого и аварийного жилья. Еще 1,4 млрд рублей предусматривается выделить по линии Минпромторга на компенсацию части процентной ставки для управляющих компаний индустриальных парков на территории моногородов.

«Планируется сделать инвестиционный акцент в развитии моногородов, -- подчеркнула Ирина Макиева. -- В частности, в соответствии с поручением председателя правительства на базе дочерней организации Внешэкономбанка "ВЭБ Капитал" создан проектный офис для реализации инвестиционных проектов в моногородах, который будет помогать инвесторам формировать проекты на местах, а также оказывать им содействие в привлечении финансирования, в том числе от Внешэкономбанка».

Немаловажная часть работы с моногородами -- отладка системы опережающего мониторинга ситуации. «МЭР сейчас проводит анкетирование ГРОП в моногородах, -- рассказал Андрей Соколов. -- Хотим понять критерии, по которым то или иное предприятие может перейти в режим кризисного функционирования. Это может быть цена базового продукта предприятия на мировых биржах, стоимость электроэнергии, другие критерии. В результате мы будем иметь картину возможного развития ситуации в кризисных моногородах -- когда что у нас может вспыхнуть, взорваться или начать тлеть. По результатам этого мониторинга мы также выясним, сколько работников ГРОП будет высвобождено в рамках антикризисных или модернизационных мероприятий. Сколько из высвобожденных могут быть трудоустроены на других предприятиях в других городах, если речь идет о крупных федеральных холдингах, и какие меры могут быть приняты для повышения мобильности населения».

Немного ботаники
Явную активизацию интереса к настоящему и будущему моногородов демонстрируют не только госструктуры, но и некоторые частные корпорации, активы которых в значительной степени сконцентрированы именно в таких населенных пунктах. Так, в прошлом году масштабное исследование моногородов было предпринято по инициативе и по заказу группы «Базовый элемент». Его результаты обнародованы на прошлой неделе. Исследование охватило 18 городов присутствия компании в 13 субъектах федерации (большинство из них входят в официальный список моногородов). В выборку попали города самого разного типа, что позволило получить представительный срез социально-экономической ситуации во всем семействе моногородов. Метод работы был комбинированный. Дистанционный анализ статистической и качественной информации о состоянии и перспективах развития экономики городов и ГРОП сопровождался полевой работой. Было проведено более 300 углубленных интервью с менеджерами управляющих компаний, руководителями ГРОП, руководителями местных и региональных администраций, местными предпринимателями, депутатами, профсоюзными деятелями, лидерами местных общественных организаций.

Целью работы была разработка типологии социально-экономических портретов моногородов и выработка модели политики -- комбинаций мер государственной и корпоративной поддержки, в наибольшей степени адекватных ситуации и перспективам развития различных типов моногородов.

Факторы, влияющие на траекторию развития моногорода, авторы исследования поделили на две большие группы. Первая связана с потенциалом развития ГРОП -- динамикой выпуска продукции и числа занятых, стратегией управляющей компании. Вторая группа включала в себя комплекс факторов, определяющих уровень и потенциал развития городской экономики помимо ГРОП. В этой группе выделялись три фактора: уже достигнутый уровень диверсификации экономики моногорода (конкретный измеритель -- доля занятых вне ГРОП в совокупной занятости), потенциал развития экономики города за счет реализации заявленных и подтвержденных инвестиционных проектов и, наконец, агломерационный потенциал города. Наибольшим потенциалом привлечения инвестиций обладают либо крупные города (более 100 тыс. жителей), являющиеся реальными или потенциальными ядрами агломераций, либо меньшие по размеру города, расположенные в пределах существующих агломераций. «Степень изолированности города, его положение в системе расселения -- важнейший фактор, определяющий его самочувствие и перспективы, -- комментирует Александр Пузанов, генеральный директор фонда "Институт экономики города". -- Очень многие проблемы моногородов могут решаться в рамках агломерации. В том числе так называемых малых агломераций. Примеров малых агломераций очень много: Пикалево -- Бокситогорск, Сегежа -- Надвоицы и другие. При условии налаживания транспортной инфраструктуры мы сразу же выходим на другой вектор возможностей и приоритетных направлений помощи, в том числе из федерального бюджета».

Качественная оценка составляющих потенциала городской экономики и ГРОП суммирована в таблице 3. Сопоставление потенциала ГРОП и альтернативной городской экономики позволяет провести итоговую типологию в двухкоординатном пространстве, где по горизонтальной оси -- интегральная оценка потенциала городской экономики (средняя арифметическая отнормированных трех факторов, описанных выше), а по вертикальной оси -- оценка перспектив ГРОП, полученная на основе инсайдерской информации от управляющей компании (см. график).

По результатам анализа было выделено четыре типа городов присутствия «Базэла». Лучшими перспективами характеризуются города с высоким инвестиционным потенциалом и стабильно работающим ГРОП (Ачинск, Черемхово, Канаш, Кандалакша). Второй тип (правый нижний квадрант на графике) -- это города с проблемными, снижающими выпуск и занятость ГРОП, но обладающими значительным собственным инвестиционным потенциалом, не связанным с ГРОП. В рассматриваемой выборке это Кондрово, Полевской, Бокситогорск, Селенгинск, Пикалево, а также дрейфующие в эту группу из-за проблем на ГРОП Краснотурьинск и Каменск-Уральский.

Третий, худший, левый нижний квадрант на графике -- область расположения моногородов с закрываемыми либо консервируемыми на неопределенный срок предприятиями, не обладающими самостоятельным потенциалом формирования альтернативной экономики. В эту группу населенных пунктов из выборки попали Жирекен, Ярославский и Надвоицы.

Четвертая группа оказалась самой немногочисленной. Лишь Белогорск и потенциально Сорск могут быть охарактеризованы сочетанием стабильно работающего ГРОП и депрессивной «окружающей» базовое предприятие экономики.

Плановая эвакуация
В результате исследования были сформированы три базовые модели развития моногородов (они также изображены на графике). Это модель «стабильного моногорода», модель «управляемого сжатия» и модель «индустриальной (впрочем, строго говоря, она может быть не только индустриальной, но и сервисной) диверсификации».

Государственная программа поддержки моногородов, реализованная в 20092011 годах, фактически ориентировалась только на одну, наиболее благополучную, модель формирования будущего своих «пациентов», а именно на модель индустриальной диверсификации.

Однако исследование показало, что эта модель имеет шансы быть результативной не более чем в 40% моногородов. «Шестьдесят процентов моногородов не имели предпосылок для индустриальной диверсификации и физически были не в состоянии предложить КИП, отвечавший критериям организаторов -- распределителей федеральных средств, -- говорит Сергей Ламанов, руководитель группы проектов фонда "Центр стратегических разработок -- Регион". -- "Либо кушай этот суп, либо прыгай в окно", гласит темпераментная итальянская поговорка. В итоге 60 процентов моногородов сразу оказывались "за окном". Кроме того, супа хватило далеко не всем городам, которые смогли подготовить "индустриальные" КИПы, -- перечень счастливчиков был очень небольшим. И наконец, "суп" не всем пошел впрок: даже по тем КИПам, которые были одобрены, часть средств так и осталась неосвоенной. Дело в том, что реализация инвестпроектов в моногородах -- сложный процесс со многими участниками, имеющими разные интересы. Инвестиционные риски при этом очень высоки. В результате проекты порой рассыпаются, так как под них не удается выстроить вменяемую организационно-финансовую схему реализации».

Моногорода, не имеющие серьезного потенциала развития альтернативной ГРОП экономической активности, следует не бросать на произвол судьбы, а целенаправленно, продуманно отселять и ликвидировать либо как минимум серьезно масштабировать.

«Сегодня в правительстве открыто и честно начинают обсуждаться сценарии неизбежного расселения ряда моногородов, которые не имеют перспектив развития. В 20092010 годах этой болезненной темы предпочитали не касаться, -- констатирует Александр Пузанов. -- Сейчас в ситуации безнадежности, по нашим оценкам, находится 1015 моногородов. Это и управленческий, и политический вызов для федеральных органов исполнительной власти. Опыта переселения населенных пунктов нет. Шишки, боюсь, придется еще набить».

«Сценарий управляемого сжатия, как правило, предпочтительнее ликвидации, -- считает Вадим Гераскин, заместитель генерального директора "Базового элемента". -- Возьмем пример Жирекена. Местная администрация оценила расходы на переселение в Читу трудоспособного населения поселка в 5,5 миллиарда рублей, это 1,2 миллиона на одного постоянного жителя поселка. И это без учета затрат на трудоустройство экономически активного населения поселка (это 2,5 тысячи человек из общей численности 4,6 тысячи). Управляемое сжатие сокращает необходимые расходы примерно в пять раз по сравнению с ликвидацией. К тому же надо иметь в виду, что примерно 20 процентов населения бесперспективных городов и поселков невозможно уговорить уехать ни на каких условиях. Элементы этой модели могут применяться и в других сценариях, например в модели индустриальной диверсификации при деградирующем градообразующем предприятии».

«Инициатива запуска сценария управляемого сжатия моногорода должна идти снизу, -- акцентирует Андрей Соколов из МЭРа. -- Речь не может идти о том, что мы, сидя в Москве, будем принимать решения: этому моногороду жить, а тот должен быть ликвидирован. К нам должен прийти губернатор вместе с собственником градообразующего предприятия и сказать: извините, но мы, кроме переселения всех и закрытия предприятия, других вариантов не видим».

Входящая в состав группы «Базовый элемент» компания «Союзметаллресурс» (СМР), управляющая горнодобывающим комплексом в Жирекене, проявила инициативу и совместно с властями Забайкальского края начала прорабатывать сценарии и возможности переселения и трудоустройства населения поселка. В частности, рассматривается переезд в город Сорск, где есть устойчиво работающее предприятие СМР. Вероятность социальных коллизий здесь весьма высока -- в 2009 году жирекенцы уже перекрывали Транссиб (до него от поселка 16 км), повторения никто не хочет.

Тактика малых дел
Особый случай -- так называемые стабильные моногорода с устойчивым в среднесрочной перспективе ГРОП, но не имеющие потенциала развития альтернативной городской экономики. Здесь авторы исследования предлагают довольствоваться тактикой «малых дел» -- точечных инвестиций в улучшение социальной сферы и городской среды. «В таких городах есть ряд проектов, которые способны серьезно улучшить качество жизни людей, -- продолжает Вадим Гераскин. -- Например, можно реконструировать городскую котельную, улучшить состояние ЖКХ, развить индустрию досуга, построить торгово-развлекательный центр. Все это не требует больших инвестиций. Особенно важно поддерживать социальные стандарты в образовании и здравоохранении, для этого нужно изменить нормативы масштабирования этих услуг для моногородов». «В Белогорске, который мы изучали в ходе исследования, местная больница -- это не просто место, где люди могут получить медицинскую помощь, -- развивает тему Сергей Ламанов, -- это центр жизни поселка, и превращение этой больницы в фельдшерский пункт будет иметь драматические последствия для социальной среды. Да и в смысле обеспечения медуслугами ситуация кардинально ухудшится. До ближайшей больницы в райцентре более 90 километров -- это два-три часа по тамошним дорогам по сопкам, если посуху. Если прошел дождь, то часов за шесть реально доехать. А если прошел снег, то добраться удастся дня через три. Для таких поселков оптимизация системы здравоохранения приводит к тому, что люди теряют ощущение, что они кому-то нужны».

Кроме того, зачастую целесообразно не затаскивать в такие города внешних инвесторов, а оказать поддержку местному малому и среднему бизнесу. «В индустриальной Кандалакше Мурманской области разнообразный местный бизнес активно развивает всевозможные направления туризма, связанного с горными лыжами и мотосанями зимой и охотой-рыбалкой -- летом, -- рассказывает Сергей Ламанов. -- Местная администрация осознает это и активно пытается поддержать этот тренд».


http://expert.ru/expert/2014/06/kogda-grop-pora-v-grob/
Re: Моногородам дадут денег, чтобы избежать «эффекта Пикалева» [сообщение #2055055 является ответом на сообщение #2052850] Срд, 05 Февраль 2014 12:58 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
AlexeyMelnikoff   Russian Federation
Сообщений: 1648
Зарегистрирован: Февраль 2006
Гений
От: 188.19.127*
Исчерпывающе. Сейчас нам по весне в городе будут говорить о невозможности финансирования КИП и расселении... Smile
Re: Моногородам дадут денег, чтобы избежать «эффекта Пикалева» [сообщение #2055162 является ответом на сообщение #2054930] Срд, 05 Февраль 2014 17:06 Переход к предыдущему сообщения
Definite в настоящее время не в онлайне  Definite   Russian Federation
Сообщений: 220
Зарегистрирован: Июнь 2011
Постоялец
От: *adsl.surnet.ru
Тактика малых дел
Особый случай -- так называемые стабильные моногорода с устойчивым в среднесрочной перспективе ГРОП, но не имеющие потенциала развития альтернативной городской экономики. Здесь авторы исследования предлагают довольствоваться тактикой «малых дел» -- точечных инвестиций в улучшение социальной сферы и городской среды. «В таких городах есть ряд проектов, которые способны серьезно улучшить качество жизни людей, -- продолжает Вадим Гераскин. -- Например, можно реконструировать городскую котельную, улучшить состояние ЖКХ, развить индустрию досуга, построить торгово-развлекательный центр. Все это не требует больших инвестиций. Особенно важно поддерживать социальные стандарты в образовании и здравоохранении, для этого нужно изменить нормативы масштабирования этих услуг для моногородов». «В Белогорске, который мы изучали в ходе исследования, местная больница -- это не просто место, где люди могут получить медицинскую помощь, -- развивает тему Сергей Ламанов, -- это центр жизни поселка, и превращение этой больницы в фельдшерский пункт будет иметь драматические последствия для социальной среды. Да и в смысле обеспечения медуслугами ситуация кардинально ухудшится. До ближайшей больницы в райцентре более 90 километров -- это два-три часа по тамошним дорогам по сопкам, если посуху. Если прошел дождь, то часов за шесть реально доехать. А если прошел снег, то добраться удастся дня через три. Для таких поселков оптимизация системы здравоохранения приводит к тому, что люди теряют ощущение, что они кому-то нужны».

Кроме того, зачастую целесообразно не затаскивать в такие города внешних инвесторов, а оказать поддержку местному малому и среднему бизнесу. «В индустриальной Кандалакше Мурманской области разнообразный местный бизнес активно развивает всевозможные направления туризма, связанного с горными лыжами и мотосанями зимой и охотой-рыбалкой -- летом, -- рассказывает Сергей Ламанов. -- Местная администрация осознает это и активно пытается поддержать этот тренд».



Это про нас. Может додумаются составить грамотную программу и чего нибудь вымутить. Все таки надежда умирает последней.

[Обновления: Срд, 05 Февраль 2014 17:07]

Известить модератора

Предыдущая тема: О невидимой руке рынка
Следующая тема: Pussy Riot выступили в комедийном шоу в США
Переход к форуму:
  


Текущее время: Срд Фев 05 11:03:46 +05 2025

Общее время, затраченное на создание страницы: 0.04069 секунд